Сказкотерапия

Естественный и бережный метод работы с участником программы.

Он позволяет проработать психологические напряжения, психоэмоциональные проблемы с помощью сказки.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит. Работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

При работе с детьми, в целях психокоррекции могут применяться разные сказки, существующие уже или авторские, написанные психологом для конкретного ребенка, с учетом его ситуации и в зависимости от его проблемы.

 
Это может быть:

  • Сказка-предупреждение — в случае, если ребенок не слушается взрослых и делает все по-своему;
  • Сказка-прививка применяется в случае, когда ребенку нужно выработать иммунитет. Например: ребенок идет в школу и ему страшно, первая самостоятельная поездка в детский летний лагерь, боязнь темноты и др;
  • Сказка-поучение идеальна, если ребенка требуется чему-либо научить;

Сказки работают с проблемами:

  • Гиперактивности детей;
  • Детской и взрослой агрессии;
  • Расстройства поведения с физическими проявлениями;
  • Внутрисемейных отношений в случаях: развода родителей, появления нового члена семьи. В случае, когда ребенок считает, что в другой семье ему будет лучше;
  • При утрате значимых людей или любимых животных;

Основные методы сказкотерапии:

  • «Рассказывание сказки» — Любое рассказывание сказки уже благотворно само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом;
  • «Сочинение сказки» — Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю, либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем;
  • «Рисование сказки» – После того, как сказка рассказана, она должна быть нарисована, слеплена или выполнена в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает все чувства и мысли, которые его волнуют, освобождаясь тем самым от негативных эмоций, тревог, страхов;
  • «Постановка сказки» — Метод позволяет с помощью определенных сказок и кукол проводить психодиагностику проблем ребенка. Беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителей. Диагностический эффект в процессе рассказывания и постановки сказки достигается за счет того, что ребенок может идентифицировать себя с персонажем сказки;
  • «Сказка на песке» — Одним из интереснейших направлений сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как вопросы психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использоваться не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях. Сказка на песке является универсальным способом психологической работы с разными возрастными группами. Программа позволяет решать задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др;