«Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце
и оживляет его»

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых. В отличие от других видов искусства (живописи, скульптуры, поэзии) опосредованных формой, словом, музыка не имеет жёстко закреплённой семантики за своими элементами и непосредственно воздействует на эмоциональную сферу человека. На протяжении многих столетий музыку считали «звуковой аналогией нашей эмоциональной жизни», сравнивая её движения, её crescendo (увеличение звука) и diminuendo (уменьшение звука), accelerando (ускорение) и ritardando (замедление) с переживаниями человека. На этом сходстве и основана музыкотерапия, успешно применяемая для развития способности понимать себя, свои чувства, потребности и решения широкого круга проблем, связанных с эмоциональной сферой (агрессия, страх, тревога и т.д.).

Различают три основные формы музыкотерапии:

  • Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что участник в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения;
  • Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение;
  • Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы;

Методы музыкотерапии, предполагающие работу со звуком и ритмом, опираются на естественный психофизиологический потенциал человека и наилучшим образом соответствуют задачам психологического сопровождения взрослых и детей, как здоровых, так и имеющих проблемы в развитии и социализации. Сформировав необходимые навыки игры на музыкальных инструментах, появляется возможность выражать посредством музыки чувства, научиться различать и описывать их вербально, освоить техники саморегуляции. Задания, направленные на развитие ритмических способностей (выполняются с помощью звучащих жестов, ударных музыкальных инструментов и движений тела) совершенствуют общую и мелкую моторику, развивают координацию. Речевые и вокальные упражнения укрепляют голосовые связки, вырабатывают навыки правильного дыхания, улучшают артикуляцию и качество речи. Музицирование вызывает у человека положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.
Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.