Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение) — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1940 г.

Арт-терапия является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий. Арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим  ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями. Центральной фигурой в процессе выступает не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

В рамках арт-терапии выделяют  отдельные направления, основанные на применении различных видов творчества в качестве основной методики: изотерапия (рисуночная терапия), фототерапия (фотография), лепка, песочная терапия, куклотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия и мн.др.

Использование арт-методов практически не имеет ограничений и противопоказаний, они прекрасно подходят для людей любого возраста и возможностей,  могут применяться  в качестве диагностического, основного, и вспомогательного средства. Успешно зарекомендовали себя в форме индивидуального, супружеского, семейного или группового консультирования и психотерапии. Привлекательность арт-терапии состоит в том, что  метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.

Также нельзя обойти стороной тот факт, что арт-терапия доказала свою эффективность в работе с широчайшим спектром психологических проблем и нарушений, среди которых фобии и страхи, агрессия, негативные эмоциональные состояния, психологические травмы, трудности выбора и самоопределения, понимания собственных желаний и др.

Упражнения и техники арт-терапии очень эффективны. Преимущество методики заключается в том, что она позволяет очень мягко провести психологическую диагностику и коррекцию. Ведь всё, что делает человек, носит отпечаток его индивидуальности, особенно продукты творческой деятельности. При их создании человек безболезненно обходит защитные механизмы психики, образно «повествуя» о себе, своем состоянии и своей проблеме, а также находя такие же образные, не до конца осознанные способы разрешения затруднений.

Задачами арт-терапии являются:

  • Без принуждения и опасности создавать условия для исследования чувств, развития самопонимания и самоуважения, как в группе, так и индивидуально;
  • Организовывать занятия, развивающие познавательные и моторные навыки, в целях максимальной реабилитации давать возможность испытывать успех от деятельности и ориентироваться в реальности;
  • Создавать условия для облегчения и побуждения к самовыражению, общению и социализации, к приобретению личной ценности;
  • Дать возможность обратится к внутренним творческим способностям для изменения отношения к себе и другим, что ведет к ослаблению внутренних и внешних конфликтов;
  • Создать условия для самопознания и самоисследования, что расширяет диапазон личностного творческого опыта;

 

Арт-терапия может способствовать достижению следующих целей:

  • Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом «выпустить пар» и снять напряжение;
  • Облегчить процесс лечения. Несознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербального общения — невербальное общение ускользает от цензуры сознания;
  • Получить материал для интерпретаций и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и пациент не может отрицать факт их существования. А содержание и стиль художественных работ дают терапевту информацию о пациенте, который сам может помогать в интерпретации своих произведений;
  • Проработать мысли, чувства, которые человек привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
  • Наладить отношения между терапевтом (педагогом) и пациентом (объектом, субъектом). Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию доверительных отношений и взаимного принятия;
  • Развивать чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм;
  • Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию;
  • Развивать художественные способности и повышать самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.